Коптелова Н.Г. Апокалиптические мотивы в книге Д.С. Мережковского «Л. Толстой и Достоевский»

В статье рассматривается роль апокалиптических мотивов в книге Д.С. Мережковского «Л. Толстой и Достоевский». Показывается, что уже в этом фундаментальном исследовании намечаются контуры индивидуально-авторского мифа о «дьяволе», «чёрте», который станет стержнем ряда литературно-критических (прежде всего, «Гоголь и чёрт») и публицистических («Грядущий Хам») работ Мережковского. В статье также доказывается, что авторский миф Мережковского о «чёрте» во многом поясняется философией Апокалипсиса, пронизывающей всё творчество критика-символиста и культуру Серебряного века в целом.

Утверждается, что у Д.С. Мережковского наблюдается глобальное воздействие Апокалипсиса и на содержательную, и на формальную стороны его творческого мышления (вплоть до книги «Атлантида — Европа», созданной в эмиграции). Подчёркивается, что во многом от ориентации на Апокалипсис идёт особый максимализм суждений и требований Мережковского-критика, который всегда предпочитает метафизические, исторические, эстетические, психологические «концы» и «начала», «вершины» и «бездны».

В статье обнаруживается, что в лексической структуре книги «Л. Толстой и Достоевский» одним из самых частотных компонентов оказывается слово «последний». «Дьявольское», согласно представлениям Мережковского, как раз и проявляется в отсутствии чёткой религиозно-нравственной позиции, в боязни «последних» пределов и крайностей. Оно воплощается в той духовной «теплоте», которая отвергается в «Откровении Святого Иоанна Богослова» (3 гл., ст. 15 и 16). Не случайно «чёрт» в авторском мифе Мережковского оказывается олицетворением «серединной пошлости», «мещанского довольства», привязанности к собственности. В ловушку именно такого «дьявола», с точки зрения Мережковского, и попадает Лев Николаевич Толстой.

В статье выявляется, что ключ к истолкованию биографии и творчества как Толстого, так и Достоевского Мережковский находит именно в Откровении святого Иоанна Богослова. В частности, желание Достоевского идти «до конца» в познании глубин человеческого духа для критика также мотивируется апокалиптическим мировидением писателя.

В работе прослеживается, как Мережковский «поворачивает» выявленную им апокалиптику Толстого и Достоевского в сторону своих субъективных духовных исканий, подчиняя идеям строительства «нового христианства». Делается вывод о том, что история русской литературы ХIХ века в рецепции Мережковского предстаёт как смена «апокалипсисов».

Ключевые слова: мотив, Апокалипсис, русская литература, литературная критика, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, новое христианство.

Коптелова Н.Г. Апокалиптические мотивы в книге Д.С. Мережковского «Л. Толстой и Достоевский» // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2014. № 6. С. 157—161.


400 Кб