Курс Достоевского

Режиссер: Валентина Елина

Оператор: Артем Анисимов

Монтаж: Ксения Кирсинова

Производство: «Скай Тайгер Продакшн» при поддержке Министерства культуры РФ и Фонд развития современного искусства (ФРСИ)

Год: 2017

Исследование тенденций работы с классическим материалом в современном театре на примере постановки романа Ф.М. Достоевского «Бесы» в театральной «Мастерской Дмитрия Брусникина».

Документальный фильм рассказывает о жизни и творчестве «молодого театра», появившегося в 2011 году. Его создатель — заслуженный артист России Дмитрий Брусникин, известный не только своими ролями в спектаклях Олега Ефремова «Дядя Ваня», «Горе от ума», «Три сестры», но и собственными постановками по произведениям А. Чехова («Платонов», 1991), В. Гуркина («Плач в пригоршню», 1993), А. Островского («Гроза», 1996), Л. Петрушевской («Он в Аргентине», 2012).

Студенты мастерской демонстрируют свое исследование произведений Достоевского. Одним из самых известных спектаклей курса стала постановка молодых режиссеров. «Бесы» — это попытка осмысления Достоевского молодым поколением, сочетание реализма и психологизма писателя, современное и одновременно классическое прочтение произведения. Именно эта постановка становится фундаментом повествования.

Театральный критик, профессор ГИТИСа Нина Шалимова пишет: «Лучшим в Москве назову "школьный" спектакль "Бесы", поставленный Мокеевым и Рахлиным на курсе Брусникина и идущий в "Боярских палатах". Это театральный "достоевизм" в чистом виде, освобожденный от всякой литературной "достоевщины". Актерам не навязывается извне никакая "концепция", но высвобождается их "безбашенная" энергия и художественно оформляется в сильные, завершенные образы Ставрогина, Верховенского, Шатова, Хромоножки, Лизы. Глубока метафизическая жуть и сильна печаль от резвящейся молодой природы, освобожденной от любых глубин, не одухотворенной ничем, и в силу этого губительной для жизни (прежде всего для самих этих юношей и девушек, сжигающих свою жизнь без единого проблеска мысли, без единой искорки души). Внутренняя, духовная пустота как пространство игралища бесов последовательно и точно выявлена в спектакле Школы-студии МХАТ».

В жизни «Бесы» играются в нескольких залах. Сначала зрители становятся участниками собрания у Виргинских, затем попадают в тесные комнаты Шатова и Кириллова: сознательное разделение на фрагменты между сценами показывает подготовку к спектаклю и его репетицию. Закулисный мир театра — это всегда интересно, когда приоткрывается тайна рождения творческого замысла спектакля, когда мы видим живую работу и общение режиссера и актера.

В фильме выхвачен момент, как именно сейчас работают современные люди, чем сегодня дышит наше искусство. На примере спектакля мы видим, как сегодня звучат нравственные определения, общественно-политические и гражданские пророчества великого русского классика, как поколение молодых россиян XXI века видит и чувствует своих сверстников России века XIX-го.

Одна из задач проекта, не вмешиваясь в процесс, запечатлеть и сохранить современный пласт культуры в живом театральном действии, зафиксировать становление молодых актеров и для истории оставить на пленке примеры традиционной театральной русской школы.