Маленький герой

Произведение, написанное Достоевским в Петропавловской крепости в ожидании суда (лето — осень 1849 г.), — поражает своей жизнерадостной, почти ренессансной полнокровностью. Достоевского в этом рассказе больше всего интересует становление или определение главного субстанционального свойства человека, проблема становления личности, формирования нравственной позиции, пробуждения чувств.

Первоначальное название «Детская сказка». «Маленький герой» задумывался Достоевским более широко, как роман (см. письмо к брату Михаилу от 18 июля 1849 г.). Само название «Маленький герой» помимо указания на возраст (рост) персонажа вводит тему «поступка», «свершения». Ощутима оксюморонность заглавия — подвиг как таковой не был совершен, «герой» не дорос до «геройства».

Опубликован впервые в 1857 году братом Достоевского Михаилом без имени автора с анаграммой М-ий. Достоевский жалел, что не может переделать рассказ, внести изменения в текст: «все никуда не годное начало выкинуть вон» (письмо к брату от 1 марта 1858 г.). В последующих изданиях 1860 и 1866 гг. начало — обращение к Машеньке — было опущено. Однако в этом обращении-предисловии были сформулированы некоторые важные эстетические принципы раннего Достоевского: рассказ написан «в угоду» капризной девочке и должен соответствовать нескольким критериям: занимательность («чтоб было ужасно как любопытно слушать»), не сентиментальность («потому что Машеньке совсем не хочется плакать <...> ей и смеяться тоже не хочется»), не страшность («и так прошлую ночь всю измучилась: какой-то страшный сон видела»), лаконичность («чтоб не было длинно»), ясность фабулы («чтоб не было путаницы»). В центре внимания Достоевского тема «пробуждения весны»: нестандартная ситуация, когда одиннадцатилетний подросток влюбляется во «взрослую даму». Как отмечает Л.П. Гроссман, тема эта была лицемерно замолчана официальной педагогикой.

Текст диалектически развивается по двум направляющим — внутренней и внешней. С одной стороны, Достоевский показывает формирующегося героя (его внутреннее становление), а с другой — героя, который делается сначала наблюдателем, а потом и участником жизненной драмы. В конце концов именно внутреннее «я» помогает герою «совершить подвиг», а внешний водоворот событий, установление отношений с окружающими людьми помогает становлению его внутреннего «я».

Известно, что идея детскости несла двойную нагрузку в этико-эстетической системе Достоевского: с одной стороны, христианский канон (быть как дети), с другой — детскость как инфантильность души, неспособность услышать и воспринять чужую боль.

«Маленький герой» продолжает и развивает многие темы, поднятые Достоевским в «Неточке Незвановой». Образ главного героя находится у истоков темы «задумывающихся детей» в творчестве Достоевского (впечатлительных детей и размышляющих подростков — Гроссман). Это еще не подросток (рассказчик подчеркивает несколько раз «конечно, я был ребенок, не более как ребенок»), а по сути своей герой промежутка, «порога», находящийся между миром взрослых и миром детей. Далее этот образ эволюционирует в образ «резонирующего» подростка (Коля Иволгин в «Идиоте»), выливается в тип «неготового человека», которому предстоит «выделаться» в «нового», «будущего» человека («Подросток»). Важность детской темы в творчестве Достоевского подтверждает замысел «романа о детях», относящийся к концу 1860-х — 1870-м гг. («Детство», «Дети»). В «Братьях Карамазовых» синтезированы все типы детей-подростков Достоевского: «задумавшийся ребенок» — Илюша, «резонирующий» — Коля Красоткин (маленький герой — это первый набросок Коли, в нем, однако, нет еще исключительного самолюбия и своеобразного кривляния), линию подростка завершает сам Алеша.

Достоевскому важно указать на исключительное положение своего героя в рассказе. Он «полуподросток», «дикарь», как сам себя называет.

«Подростки» взрослеют «вдруг» (как раз этот момент и изображает Достоевский, случай, когда ребенок «прощается с детством»), начинают мучиться непонятными им самим ощущениями: в первый раз в жизни испытывают «серьезное горе, оскорбление, обиду», радость, влюбленность, искреннее сочувствие. Сам герой не умеет еще отличать главное от второстепенного, очищать зерна от плевел, движется наугад и, подкупая читателя своей наивностью, горячностью, включая его в процесс сопереживания, внезапно, случайно обретает истину на глазах у читателя — «здесь и сейчас».

Героический сюжет в рассказе постепенно разворачивается по законам «рыцарского кодекса», складывается из эпизодов, расположенных в порядке возрастания сложности. Начальный провал героя (закричал, не выдержал в «состязании» с коварной блондинкой), позор (внутренний), осмеяние — это первый этап. Второй — право быть «пажом» (нужно суметь доказать свою избранность, преданность даме). Не зря живая картина, в которой участвуют вдвоем герой и его возлюбленная, выражает сцену из средневековой жизни и называется «Госпожа замка и ее паж». Статус пажа соответствует герою по возрасту, но он не удовлетворен и жаждет более очевидного подвига. Третий этап — инициация: герой открыто выступает на защиту возлюбленной. И этот этап тоже заканчивается моральным провалом: «...я был разбит, уничтожен; <...> я не мог ни противостать этому приговору, ни даже обсудить его хорошенько: я был отуманен; слышал только, что мое сердце бесчеловечно, бесстыдно уязвлено, и заливался бессильными слезами». Тем не менее герой вознагражден: «целая ватага самых хорошеньких» дам осаждает его двери, его просят, умоляют открыть, для того чтобы он был зацелован весь «в прах». Это первое формальное признание героя. После этого следует кульминационный эпизод с каскадом, фейерверком подвигов. Здесь писателем снова эксплицируется тема рыцарства, чтобы подчеркнуть страстный, возвышенный, экзальтированный характер поступков героя: «...в закружившейся голове моей замелькали турниры, паладины, герои, прекрасные дамы, слава и победители, послышались трубы герольдов, звуки шпаг, крики и плески толпы, и между всеми этими криками один робкий крик одного испуганного сердца, который нежит гордую душу слаще победы и славы». Итак, рыцарь признан, подвиг совершен на глазах у возлюбленной и всего общества. Именно в связи с темой рыцарства упоминается Шиллер.

На уровне женских образов задана полярность: герой между двумя женщинами. Одна — мучительница (инфернальница), вторая — мадонна, обе его испытывают. Отношения с блондинкой (от осмеяния, унижения через подвиг к «нежной» дружбе) могут быть рассмотрены как поединок, который выигрывает герой благодаря своему мужеству и настойчивости (герой «усмиряет» «тиранку», как лошадь).

Отношения с М-me М* (от избирательной случайности к искренней нежной благодарности) строятся как способность героя угадать, почувствовать трагедию любимой, готовность помочь — герой лишен чувства собственничества, ревности, хотя психологически ревность закономерна: Натали не любит мужа, он ее подозревает, маленький герой становится свидетелем нежного прощания и поцелуя М-me М* с Н-ским. Достоевский подчеркивает сложное состояние героя, он на все реагирует непосредственно, не подозревая о ревности, чувствуя в себе только бесконечную грусть: «Я пошел вслед за нею, смятенный и удивленный всем тем, что увидел. Сердце мое билось крепко, как от испуга. Я был как оцепенелый, как отуманенный; мысли мои были разбиты и рассеяны; но помню, что было мне отчего-то ужасно грустно». Но Достоевский «уводит» героя только из сферы рефлексии в еще более сложный подвиг, — действительно, теперь любимой грозит настоящая опасность: потерянное письмо Н-ского М-me М* грозит опорочить ее репутацию и погубить навсегда.

Деликатные попытки мальчика передать возлюбленной письмо, случайно найденное им на дорожке сада, тоже превращаются в особый подвиг. Этот поступок, в отличие от первого, публичного «подвига», глубоко интимен и, по сути, является результатом внутренней эволюции героя. Процесс взросления можно считать законченным, именно этот эпизод является подлинной инициацией героя в мир глубоко чувствующих духовных натур.

Исповедь и хроника реализуются Достоевским в рассказе с помощью уникального героя-повествователя, натуры со сложным духовным миром, восходящим к авторскому (биографическому) началу. Это своеобразный способ эпического дистанцирования. «Маленький герой» имеет подзаголовок «Из неизвестных мемуаров», что определяет саму модель повествования. Время между описываемым событием и ситуацией рассказывания расплывчато и неопределенно. Основной универсальный принцип — мемуарная манера изложения — направлен на то, чтобы создать особую, интимную атмосферу повествования. «Неизвестный» рассказчик занят тщательным припоминанием не столько самих событий, сколько своих состояний. В повествователе отчетливо проявляются черты традиционного рассказчика ранних произведений Достоевского: анонимность, лишенность внешней характеристики (прием интроспекции, позволяющий читателю почувствовать пластику внутреннего «я», увидеть «внутренний ландшафт души»); молодость; разночинно-демократическое происхождение (эта тема имплицирована); одиночество как необходимая почва для мечтательства; промежуточное место в обществе (порождено одиночеством, дает определенные преимущества: можно наблюдать, быть относительно свободным).

При жизни Достоевского рассказ не был замечен критикой. Н.К. Михайловский в «Отечественных записках» 1882 г. назвал «Маленького героя» в числе немногих произведений Достоевского «вполне законченных, в смысле гармонии и пропорциональности» (Михайловский Н.К. Статьи о русской литературе XIX — начала XX века. Л., 1989. С. 220—221). О.Ф. Миллер отметил умение Достоевского воссоздать сложный внутренний мир ребенка, пробуждение «святого и чистого чувства» (Женское образование. 1882. № 2. С. 109—110).

Характерная для Достоевского композиция рассказа — конклав: герой дожидается полного сбора, все гости, собравшиеся на прогулку на лошадях, становятся свидетелями «испытания» героя.

Запахи природы в художественном мире Достоевского описываются нечасто. Наиболее яркие примеры можно обнаружить именно в рассказе «Маленький герой»: «ужины на большой террасе дома, обставленной тремя рядами драгоценных цветов, заливавших ароматами...». «Я пробирался туда, где гуще зелень, где смолистее запах деревьев и куда веселее заглядывал солнечный луч, радуясь, что удалось там и сям пронизать мглистую густоту листьев».

Важно, что природа дана через ощущения одиннадцатилетнего ребенка, но гармония вызвана не столько детской беззаботностью, сколько первой влюбленностью: «За ними неотвязчиво ползли бесконечные борозды скошенной травы, и изредка чуть шевелившийся ветерок веял на нас ее благовонной испариной». Влюбленный мальчик собирает букет для прекрасной женщины, и идентификация им запахов отражает глубокий чувственный характер переживаний: «...набрел на целое семейство анютиных глазок, вблизи которых, на мое счастье, ароматный фиалковый запах обличал в сочной, густой траве притаившийся цветок, еще весь обсыпанный блестящими каплями росы». Очевидная позитивность мира запахов создается за счет высокой лексики: «благовонной испариной», «курясь жертвенным ароматом».

Зыховская Н.Л. Маленький герой // Достоевский: Сочинения, письма, документы: Словарь-справочник. СПб.: Пушкинский дом, 2008. С. 123—126.

Прижизненные публикации (издания):

1857Отечественные записки. Учено-литературный журнал, издаваемый А. Краевским. СПб.: Тип. И.И. Глазунова и К°, 1857. Год девятнадцатый. Т. CXIII. Август. С. 359—398.

1860Сочинения Ф.М. Достоевского. Изд. Н.А. Основского. М.: Тип. Лазаревского ин-та восточных языков, 1860. Т. I. С. 501—544.

1866 — Полное собрание сочинений Ф.М. Достоевского. Новое, дополненное издание. Издание и собственность Ф. Стелловского. СПб.: Тип. Ф. Стелловского, 1866. Т. III. С. 150—164.

1866Маленький герой (Из неизвестных мемуаров.) Ф.М. Достоевского. Новое, просмотренное издание. Издание и собственность Ф. Стелловского. СПб.: Тип. Ф. Стелловского, 1866. 52 с.